Граффити – искусство с имиджем хулиганства
28.04.2008 16:09:07 Азербайджан, Баку, 28 апреля
Окрестности станции метро «28 мая» – места, оживленные и, в принципе, не слишком презентабельные. Из заметных достопримечательностей там разве что «Чудо-печка», «золотой зуб» Нацбанка да две стены, раскрашенные граффити. Это практически единственный островок граффити в нашем городе. Как-то не прижился у нас до сих пор этот вид искусства. Наверно, потому что именно как «искусство» его мало кто воспринимает. Все больше как хулиганство… Но, в конце концов, не сами же собой появились на каменном заборе рисунки и надписи?
Разумеется, не сами. То был проект Фонда Сороса. Несколько лет назад они взяли разрешение у всех чиновников, собрали команду из молодых и креативных, раздали им баллончики с краской и вперед…
Впрочем, об этом немного позже. Представлю-ка себя на минутку оператором и наведу воображаемую камеру на своего собеседника, Эльяра – одного из немногих ребят, пару лет назад активно занимавшихся граффити в Баку. Их первая работа «запрятана» на бывшей улице Кецховели (ее ведь и сейчас все только так и зовут), во дворе филологического факультета Бакинкого Славянского Университета. Три большие яркие буквы… Не пугайтесь. Это совсем не те самые пресловутые три буквы, которые на заборах пишут. Просто «БСУ» - аббревиатура названия университета.
- Сначала Эльшан нарисовал углем на стене контуры будущей надписи. Я тем временем взбалтывал баллончики с краской. Потом поменялись местами. Я заполнял контуры цветом, он – взбалтывал краску. Думали, что влетит от руководства, но деканат отнесся к нашим «художествам» неожиданно лояльно.
Чуть позже рядышком с этой надписью появилась еще одна – МАМА. Правда, ее позже замазал не в меру старательный завхоз. За что, кстати, получил нагоняй от декана.
Авторы же тем временем в прямом и переносном смысле вышли за пределы альма-матер и стали разрисовывать окрестности вуза. Копили деньги на краску, постоянно искали глазами подходящую стену, и работали всегда в паре, по такому же принципу, как и в самый первый раз – один рисует, второй готовит баллончики. Так получалось оперативнее, а времени у художников было в обрез – того и гляди нагрянет полиция или просто какой-нибудь особо сознательный гражданин начнет «качать права».
Однажды, проходя мимо того самого забора (в ту пору еще ничем не примечательного), они увидели толпу молодежи, с до боли знакомыми баллончиками в руках. Это и был тот самый проект Фонда Сороса, о котором мы упоминали выше.
- Нам, разумеется, захотелось к ним присоединиться. Они согласились. Причем любопытно получилось – все эти ребята были студентами Художественной академии, но никто из них прежде не занимался граффити. А мы с другом – не художники вроде, но вот опыт в граффити уже имеем… Одним словом, хорошо тогда поработали.
Пожалуй, это была кульминация их недолгой граффити-карьеры. Хотя потом они рисовали еще. Даже снимались в молодежной передаче «Чардаг».
- А сейчас кто-то занимается граффити?
- Насколько мне известно, активно – никто… Хотя к нашим рисункам на том самом заборе позади Нацбанка впоследствии добавили и новые. В общем, время от времени кто-то вооружается баллончиками, но массового и регулярного характера это не носит.
- Это искусство для подростков?
- Это просто искусство. Субкультура. За рубежом граффити – это не только мальчишки в капюшонах, пишущие на стенах про секс и рок. Есть, например, известный испанский художник, который забавы ради начал разрисовывать сперва стены своего дома, потом – все дома в квартале… А теперь его даже приглашают в другие районы. Ведь так гораздо красивее. Увы, у нас разрисованные стены пока что спросом не пользуются.
Кстати, надписи в стиле «Ося и Киса были здесь» к граффити практически никакого отношения не имеют. Это называется «бамбинг». «Классическое» же граффити – это полноценный рисунок или сложный узор и даже специальная «кодировка», маскирующая надпись – по законам граффити надписи не должны легко читаться.
«Историческая справка»:
Стиль граффити возник в Нью-Йорке в 1969 году. Греческий парень, работавший курьером, начал везде простой чернильной ручкой писать своё прозвище и номер улицы, на которой он жил. Таким образом, «Taki 183» стал первым тэгом (именной надписью) в истории граффити
Чуть позже рядышком с этой надписью появилась еще одна – МАМА. Правда, ее позже замазал не в меру старательный завхоз. За что, кстати, получил нагоняй от декана.
Авторы же тем временем в прямом и переносном смысле вышли за пределы альма-матер и стали разрисовывать окрестности вуза. Копили деньги на краску, постоянно искали глазами подходящую стену, и работали всегда в паре, по такому же принципу, как и в самый первый раз – один рисует, второй готовит баллончики. Так получалось оперативнее, а времени у художников было в обрез – того и гляди нагрянет полиция или просто какой-нибудь особо сознательный гражданин начнет «качать права».
Однажды, проходя мимо того самого забора (в ту пору еще ничем не примечательного), они увидели толпу молодежи, с до боли знакомыми баллончиками в руках. Это и был тот самый проект Фонда Сороса, о котором мы упоминали выше.
- Нам, разумеется, захотелось к ним присоединиться. Они согласились. Причем любопытно получилось – все эти ребята были студентами Художественной академии, но никто из них прежде не занимался граффити. А мы с другом – не художники вроде, но вот опыт в граффити уже имеем… Одним словом, хорошо тогда поработали.
Пожалуй, это была кульминация их недолгой граффити-карьеры. Хотя потом они рисовали еще. Даже снимались в молодежной передаче «Чардаг».
- А сейчас кто-то занимается граффити?
- Насколько мне известно, активно – никто… Хотя к нашим рисункам на том самом заборе позади Нацбанка впоследствии добавили и новые. В общем, время от времени кто-то вооружается баллончиками, но массового и регулярного характера это не носит.
- Это искусство для подростков?
- Это просто искусство. Субкультура. За рубежом граффити – это не только мальчишки в капюшонах, пишущие на стенах про секс и рок. Есть, например, известный испанский художник, который забавы ради начал разрисовывать сперва стены своего дома, потом – все дома в квартале… А теперь его даже приглашают в другие районы. Ведь так гораздо красивее. Увы, у нас разрисованные стены пока что спросом не пользуются.
Кстати, надписи в стиле «Ося и Киса были здесь» к граффити практически никакого отношения не имеют. Это называется «бамбинг». «Классическое» же граффити – это полноценный рисунок или сложный узор и даже специальная «кодировка», маскирующая надпись – по законам граффити надписи не должны легко читаться.
«Историческая справка»:
Стиль граффити возник в Нью-Йорке в 1969 году. Греческий парень, работавший курьером, начал везде простой чернильной ручкой писать своё прозвище и номер улицы, на которой он жил. Таким образом, «Taki 183» стал первым тэгом (именной надписью) в истории граффити