Новруз - праздник прихода весны отмечается очень широко и посвящается радостному событию - окончанию зимы и наступлению весны. Низами, в своей поэме "Искендернаме", пишет о том, как Нушабе, пригласившая в гости Искендера в день праздника Новруз, разжигает костер, ставит на стол всевозможные явства. Проведение праздника весны означает встречу нового года, первого дня весны. Первый день весны же основан на календаре, созданным в соответствии с годичным вращением солнца. По мнению ученых история этого праздника восходит к Древней Месопотамии. В Вавилоне Новый год отмечался 21 дня нисану (март-апрель), и праздник продолжался 12 дней, причем к каждому дню были приурочены свои ритуалы, представления и другие развлечения. Происхождение праздника Новруз также часто связывают с древней религией азербайджанцев - зороастризмом. Существует множество источников, в которых содержатся различные версии о происхождении Новруза. (Первый письменный источник по истории Новруза относится к 505 году до н.э.). Исламские деятели все время пытались придать Новрузу религиозный оттенок. Доисламское происхождение Новруза подтверждали прославленные просветители Востока Рудаки, Фирдоуси, Абу Али Ибн-Сина (Авиценна), Низами, Саади, Хафиз, Джами. Среди письменных памятников об истории ихарактере Новруз байрамы особое место занимают "Сиясет-наме" Низами Аль-Мулха, "Новрузнаме" Омара Хайяма, "памятники минувших поколений" Абу Рейхань Аль Бируни. Некоторые авторы относят рождение Новруза к VI - Vстолетиям до н.э., другие к X - IX столетиям до н.э. В советское время Новруз Байрамы праздновался неофициально, так как советская власть запрещала отмечать этот день и даже преследовала за его празднование. Тем не менее многие годы в каждой азербайджанской семье отмечали Новруз Байрамы, сохраняя вековые традиции. Праздник весны - Новруз, являющийся днем, с которого ведет свое начало это время года, т.е. время пробуждения природы, азербайджанский народ всегда отмечает в форме торжественного обряда. Широко повсеместная подготовка к проведению праздника начинается за месяц раньше срока его наступления. Каждая из предстоящих четырех недель - а вернее, четырех сред - посвящена одной из четырех стихий и называется соответственно, хотя названия иногда отличаются, в зависимости от региона. Четыре предшествующие празднику среды называются Су Чершенбе (среда на воде), Одлу Чершенбе (среда на огне), Торпаг Чершенбе (среда на земле) и Ахыр Чершенбе (последняя среда). По народным поверьям, в первую среду обновлялась вода и стоячие воды приходили в движение. Во вторую - огонь, в третью - земля. В четвертую среду ветер раскрывал почки деревьев, и по народным приметам, наступала весна. По народным представлениям, ветер был сильнее всех начал, т.е. огня и земли. Самой важной среди этих сред считается последняя - ахыр чершенбе ахшамы (последний вторник последней недели года), когда разворачиваются главные события. Этот день насыщен различными обрядовыми действиями, которые охватывают все сферы жизни народа и преследуют цель обеспечить благополучие себе, своей семье и обществу в наступающем новом году, освободиться от всех бед и отвратить от себя и семьи неприятности и другие невзгоды. Ахыр чершенбе ахшамы (последний вторник последней недели года) отмечался с особой торжественностью. По поверью, если он совпадал с днем наступления Новруза, год ожидался особенно удачливым. Во всех домах накрывали праздничный стол - варили плов, пекли сладости (пахлава, шекербура, шекерчурек, шоргогал, бадамбура и другие) и готовили всевозможные лакомства. На праздничном столе обязательно должна была стоять парздничная хонча. Посреди хончи обычно ставили сэмэни, а также по свече на каждого члена семьи, крашеные яйца, и обязательно на столе должно было быть семь видов еды. В этот день каждый должен был находиться у себя дома. И только детям разрешалось посетить родителей и опять вернуться к себе домой .