Что если мы всю жизнь живем внутри какого-то подобия компьютерной игры?
Программа ставит перед нами определенные цели, задает задачи, которые
необходимо решить, и расставляет помехи, которые надо преодолеть на
пути к этой цели. И нарисованный человечек отправляется в нелегкий
путь, в конце которого маячит желанная награда - высшее образование,
удачный брак, карьерный рост… Пройдя один уровень, он обнаруживает за
ним следующий, с новой целью, за ним - еще один... И что это ему дает?
ЖИЗНЬ ИЛИ ИГРА?
"По коридору бежит
человеческая фигурка. Нарисована она с большой любовью, даже несколько
сентиментально. Если нажать клавишу Up, она подпрыгнет вверх, выгнется,
повиснет на секунду в воздухе и попытается что-то поймать над своей
головой. Если нажать Down, она присядет и постарается что-то поднять с
земли под ногами. Если нажать Right, она побежит вправо. Если нажать
Left - влево".
Так начинается повесть В.Пелевина "Принц
Госплана", в которой компьютерная игра плавно перетекает в реальность,
и окружающий мир вдруг начинает расставлять ловушки незадачливому
игроку. Можно посмеяться над необузданной фантазией автора, а можно
попытаться проникнуть в смысл этой сюрреалистической метафоры. Что если
эта нарисованная фигурка, управляемая четырьмя клавишами компьютера, -
и есть… я?
Что если мы всю жизнь живем внутри какого-то подобия
компьютерной игры? Программа ставит перед нами определенные цели,
задает задачи, которые необходимо решить, и расставляет помехи, которые
надо преодолеть на пути к этой цели. И нарисованный человечек
отправляется в нелегкий путь, в конце которого маячит желанная награда
- высшее образование, удачный брак, карьерный рост… Пройдя один
уровень, он обнаруживает за ним следующий, с новой целью, за ним - еще
один... И что это ему дает?
Для ребенка процесс игры очень важен
- играя, он познает мир. Представляя в игре свое будущее состояние,
ребенок таким образом приближается к нему. Но то же самое верно и для
взрослых. Просто взрослый со временем перестает замечать, что он….
"играет". Думая, что живет "всерьез", на самом деле точно так же, как
пятилетний малыш, взрослый дяденька играет в доктора, бизнесмена,
политика. И, двигаясь от цели к цели, он точно так же развивается и
познает мир, только уже на более высоком уровне.
В конце
концов, у наиболее пытливых игроков неизбежно появляется вопрос: а
какова же окончательная цель этого "квеста"? Где находится тот главный
монстр, победа над которым будет означать окончательный выигрыш? Плох
тот юзер, который не мечтает стать программистом. Это подтверждает нам
и древняя наука каббала, которая говорит, что представляя свое будущее
состояние все более высоким и развитым и перепробовав все состояния,
доступные нашим возможностям и воображению, мы рано или поздно
переключимся на то, которое находится за его пределами. Что это такое?
Это как раз и есть положение "программиста" - того, кто всю эту игру
придумал. И следующий этап развития будет состоять в том, чтобы выйти
на уровень "программиста".
Разумеется, для этого нужно что-то
узнать о нем и о правилах игры на этой последней стадии. А об этом нам
рассказывает наука каббала. Она говорит, что "программист" придумал
этот "квест" так, чтобы мы посредством игры достигли его мастерства. Но
никто не может заглянуть в игру, которая происходит в голове другого
человека. Начать и закончить свою партию может только он сам.